ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Термин преемственность можно охарактеризовать, как связь между явлениями в процессе развития и становления, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Историческая преемственность обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций.

В истории, преемственность сыграла огромное значение. Перенятие опыта предшественников с целью создания более практичного и справедливого государства – основной принцип преемственности.

Важнейшим моментом являлась правильная оценка правителем государственной деятельности своих предшественников и сделать соответствующие выводы и коррективы в государственную политику, т.е. убрать отжившие свое, неэффективные элементы государственного управления, аппарата управления государством.

Так историческая преемственность была широко распространена в истории Российского государства во все времена.

Яркий пример преемственности можно видеть в принятии христианства на Руси. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.

Преемственность так же прослеживается в памятниках права. Так Корнчья книга (свод законов принятый в 911 г.) давала гарантии материального обеспечения государственным служащим. Этот закон был частично перенят у Византии и содержал некоторые моменты литовского законодательства.

Можно провести множество параллелей преемственности и в “смутное время”, когда за довольно короткий промежуток времени поменялось множество правителей. Независимо каким путем они добрались до вершин власти, все правители использовали опыт предшественников. Так как бояре на Руси имели веское слово, в августе 1610 года они призывают на престол Руси сына короля Сегизмунда – Владислава из Польши. Здесь четко просматривается параллель с призванием Рюрика на Русский престол.

Черты преемственности можно видать в политике Ивана IV. Многие особенности его правления можно видеть в правлении Ивана III, который

шел по тому же пути феодального развития, что и вся русская земля. Иван Грозный так же перенял систему приказов, которая была довольно эффективна. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

Боярство при Иване IV имело определенный вес, так же как и в другие времена. Иван IV создал государственную думу, в чью задачу входила разработка законов. Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Боярская Дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую Думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской Думе ограничения царской власти.

На современном этапе самым ярким примером преемственности является возрождение Государственной Думы, как законодательного органа.

Я рассмотрел лишь отдельные, ярко выраженные примеры преемственности на Руси, и хотелось бы надеяться, что в современные политики будут перенимать только лучшее из истории.

 

Хостинг от uCoz